Модели управления социальным сектором с точки зрения распределения остаточных прав собственности (на примере высшего образования)
Abstract
Цель: выявление особенностей в распределении остаточных прав собственности в социальном секторе экономики на примере высшего образования.Методы: анализ литературы, методы и модели новой институциональной экономической теории, прежде всего теории контрактов.Результаты: проведен обзор существующих в литературе моделей управления социальным сектором. Показано, какие стратегии поведения для работников эти модели могут задавать. На этой основе проанализированы различные варианты распределения остаточных прав собственности в системе управления высшим образованием. Показано, что даже при главенствующей роли государства их часть может быть делегирована другим субъектам - профессиональному сообществу либо потребителям образовательных услуг. По итогам исследования делается вывод о том, что реформы, осуществляемые в настоящее время в России, способствуют закреплению остаточных прав за Министерством науки и высшего образования с последующей возможной передачей их части работодателям.Научная новизна: модели управления социальным сектором рассмотрены с точки зрения распределения остаточных прав собственности, что позволяет в каждом случае выделять субъектов, способных оказывать влияние на процесс производства социально значимых благ.Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы при оценке эффективности проводимой государственной политики в области образования.