Влияние интернет-активности на жизнь в эпоху цифровизации общества и экономики: на данных регионального исследования
Abstract
Цель: выделение эффектов влияния Интернета на общество и экономику; разработка типологизации пользователей Сети исходя из повторяемости обращений к цифровым ресурсам; определение влияния частоты использования интернет-технологий на различные (экономические, социальные) аспекты жизни населения; проверка гипотезы о созависимости стремления к компенсации социальной неудовлетворенности и интернет-активности.Методы: линейная корреляция Пирсона для данных социологического опроса.Результаты: определено, что влияние цифровизации на жизнь общества обуславливается такими явлениями, как киберсоциализация, сетевой импринтинг, информационный консьюмеризм и кризис самоидентификации. На основе результатов анкетирования, проведенного в Вологодской области среди экономически активного населения ( N = 1500), доказано, что Интернет в ряде случаев используется как замена тех аспектов социальной реальности, к которым пользователь настроен критически. С помощью линейной корреляции Пирсона на примере выборки социологического опроса определена теснота статистической связи между частотой обращения к интернет-ресурсам и показателями социального самочувствия, которая показывает обратную зависимость этих переменных.Научная новизна: для достижения задач исследования предложена типология интернет-пользователей: индифферентные, умеренные, постоянные. В основу типологии положена частота обращения населения к цифровым ресурсам (тогда как в научной традиции более распространены методики, рассматривающие интернет-активность как аддиктивное проявление). Подобный подход вносит вклад в развитие теории изучения цифровой экономики. Практическая значимость: предложены рекомендации по объединению усилий образовательной, научной общественности, медицины и структур гражданского общества по разработке модели желательной интернет-активности.