Интеграция вузов в контексте реформ высшего образования: европейский опыт и российская практика
Abstract
Цель: выявление институциональных особенностей процессов интеграции вузов в рамках современных реформ высшего образования в России и европейских странах. Методы: компаративистский институциональный анализ основных параметров проводимых реформ в сфере интеграции вузов. Результаты: выявлена институциональная специфика реформ, направленных на интеграцию вузов. Посредством конкретных иллюстраций и характеристики проводимых реформ в ряде европейских стран (Великобритании, Румынии, Испании) и США продемонстрирована взаимосвязь между особенностями институциональной среды национальных систем высшего образования, особенностями социально-экономической и демографической среды этих стран и особенностями, результатами проводимых реформ. Продемонстрирован возможный спектр форм и видов интеграции и взаимодействия вузов, включая их слияние (поглощение), а также различных форм долгосрочного сотрудничества (альянсов), приведены отдельные преимущества указанных форм. Научная новизна: на основе проведенного компаративистского институционального анализа и изучения мирового опыта проведения реформ интеграции вузов выявлена институциональная специфика проводимых реформ в ряде стран и уточнены возможности применения как слияний (поглощений) вузов, так и некоторых разновидностей долгосрочного ассоциативного взаимодействия между отдельными вузами с целью повышения качества предоставляемых услуг, проводимых научных исследований, интернационализации процессов образования. Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы для уточнения государственной политики в области высшего образования и науки в связи с ее коррекцией в области применения форм эффективного взаимодействия вузов с целью улучшения качества предоставляемых образовательных услуг, проведения научных исследований.