Парадигмы корпоративного роста: методологические основания
Abstract
Цель: определение парадигм корпоративного роста и выявление их методологических оснований, служащих основой для объединения теорий, концепций и моделей роста фирмы в парадигмы.Методы: методы исследования развития научного знания, разработанные в рамках постнеопозитивистского направления методологии науки, методология парадигм Т. Куна, научных исследовательских программ И. Лакатоса, эволюции научного знания С. Тулмина, «методологического анархизма» П. Фейерабенда, методы различения простых и сложных, механических и органических систем, принципы самоорганизации и синергетики.Результаты: доказана эффективность использования общенаучной методологии парадигм для анализа тенденций исследования причин и закономерностей корпоративного роста. Определены три ключевые парадигмы корпоративного роста: каузальная парадигма, парадигма результатов роста и процессная парадигма. Показано, что основанием отнесения конкретной теории роста к той или иной парадигме являются разделяемые ею базисные общетеоретические и методологические принципы, специфические для каждой из парадигм. Выявлены тенденции развития парадигм роста и определено, что в настоящее время идет формирование новой, интеграционной парадигмы роста, в состав которой входят теории и теоретические модели, исследующие процессы интеграции компаний.Научная новизна: в статье впервые в практике исследования корпоративного роста применена методология анализа развития научного знания как конкуренции парадигм, выявлена структура парадигм роста и сформулирована тенденция становления новой парадигмы корпоративного роста - интеграционной. Практическая значимость: основные положения и выводы могут использоваться для анализа тенденций изменения и роста конкретных организаций и прогнозирования направлений их развития, а также в практике управленческого консалтинга.