Влияние минеральных удобрений на плодородие дерново-подзолистой почвы, урожайность и качество зерновых культур
Abstract
Исследования проводили в 2008...2015 гг. в Кировской области. В стационарном опыте изучали эффективность известкования, внесения азотных (N90 кг д.в./га) и возрастающих доз фосфорных удобрений (50, 100, 150, 200 кг д.в./га) в комплексе с азотно-калийными (по 90 кг д.в./га) на агрохимические показатели почвы, урожайность и качество зерна озимой ржи, яровой пшеницы и овса. В варианте без извести и удобрений произошло значительное подкисление почвы (рН 3,9, Al 9,5 мг/100 г) в сравнении с исходными показателями (рН 4,5...4,7). Внесение N90P100-200K90 привело к росту обменной и гидролитической кислотности, содержания подвижных форм алюминия (до 13,6...15,4 мг/100 г) и фосфора (до 156...209 мг/кг на неизвесткованном и 147...248 мг/кг на известкованном фонах, при концентрации фосфора в почвенном растворе 0,56...0,68 и 0,75...1,39 мг/л соответственно). На фоне без извести урожайность озимой ржи составила в среднем 4,92, овса – 3,90, пшеницы – 2,26 т/ га, известкование повысило урожайность соответственно на 15...27, 13...29 и 16...32%. Существенный вклад в формирование прибавок урожая внесли азотные удобрения. В варианте N90 на фоне извести дополнительно получено 1,15 т/га зерна озимой ржи, 1,6 т/га овса, 0,78 т/га пшеницы и достигнута наибольшая окупаемость удобрений зерном (12,6, 17,8, 8,7 кг соответственно). Максимальные уровни урожайности зерновых культур получены в вариантах с внесением NPK, тенденция повышения урожайности от возрастающих доз суперфосфата отмечена на фоне без известкования. Существенное влияние на содержание азота, сырого протеина и клейковины в зерне яровой пшеницы оказывали азотные удобрения, выявлена сопряженность урожайности яровой пшеницы с содержанием сырого протеина (r = 0,79) и клейковины в зерне (r = 0,78). Натура зерна у всех культур была выше установленной базисной нормы независимо от внесения удобрений.
No discussions yet
Be the first to ask a question or suggest a topic for discussion about this research work.