Эффективность технологий возделывания озимой пшеницы при различных уровнях интенсификации
Abstract
Изучались технологии возделывания озимой пшеницы, идущей по чистому пару, с использованием отечественных сельскохозяйственных машин и районированных сортов местной селекции. Экстенсивная технология ориентирована на использование естественного фона плодородия почвы, включая систему вспашки без применения удобрений и средств защиты растений. Нормальная технология включает почвозащитную обработку почвы с применением стартовых доз удобрений и в минимуме средств защиты растений от сорной растительности и болезней. Интенсивная технология рассчитана на получение планируемого урожая с высоким качеством зерна и применением интегрированной системы защиты растений, с использованием отечественной техники. Применяемые технологии под озимую пшеницу позволяют обеспечивать благоприятный водновоздушный и питательный режимы почвы, а также оптимально сочетать удобрения и средства защиты растений при различных способах основной обработки почвы. Поэтому фактический уровень интенсификации агротехнологий в хозяйствах может выбираться в зависимости от производственно-ресурсного потенциала товаропроизводителя. Наибольшая урожайность озимой пшеницы отмечена по системе вспашки в варианте с программируемой системой удобрения и интегрированной защитой растений 3,11 т/га, прибавка зерна в этом варианте составила - 0,35 т/га. Оценка экономической эффективности применения минеральных удобрений и средств защиты растений показала, что себестоимость зерна озимой пшеницы увеличивалась на 9,5-12,9% по сравнению с контрольными вариантами. Затраты труда на основную обработку почвы сократились на 2,6-6,1%, а на средства защиты и удобрения по вариантам увеличивались на 7,1-25,0%. Наибольший чистый доход с 1 га и более высокую рентабельность обеспечили варианты по дифференцированно-минимизированной обработке почвы без средств защиты растений, с применением поддерживающей системы удобрения.
Authors
Description is not available
The author has not yet become a participant