Научная публикация

00:00
Голос Науки
Голос Науки
...
Статья в журнале
Июл, 2024

Факторы и уровень физической работоспособности школьников 13–14 лет

Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Сухецкий В.К., Чичерин В.П.

PDF
DOI: 10.29413/ABS.2024-9.3.3Полный текст: https://www.actabiomedica.ru/jour/article/view/4813
ИнфоАвторыИнтервью автораОбсуждения

Аннотация

Существует недостаток данных об особенностях физической работоспособности школьников в критический период онтогенеза, связанный с процессом полового созревания.

Цель исследования. Выявить факторы и уровень физической работоспособности школьников 13–14 лет с учётом полового созревания.

Методика. В исследовании приняли участие здоровые подростки мужского пола 13–14 лет (n = 165). Определяли пять стадий полового созревания. Для диагностики уровня физической работоспособности использовали комплекс функциональных и эргометрических проб и батарею моторных тестов. Структуру работоспособности определяли на основе факторного анализа.

Результаты и обсуждение. Идентифицированы факторы, характеризующие физическую работоспособность: аэробная ёмкость; абсолютная аэробная мощность; анаэробная алактатная работоспособность; анаэробная гликолитическая работоспособность; относительная аэробная мощность. Выделенные факторы ассоциируются с зонами относительной мощности. Установлено, что в процессе полового созревания изменения показателей, объединённых в разные факторы, происходят нелинейно и неодновременно. Результаты исследования показывают, что испытуемые одного возраста со II, III и IV стадиями полового созревания отличаются по уровню ключевых биоэнергетических критериев работоспособности. С переходом на более высокие стадии полового созревания наблюдается прогрессивная динамика большинства показателей, связанных с факторами анаэробной работоспособности, тогда как показатели аэробной мощности и ёмкости изменяются разнонаправленно, проявляя в отдельных случаях тенденцию к временному снижению.

Заключение. Результаты исследования целесообразно использовать при организации различных видов контроля функционального состояния и нормирования физических нагрузок аэробной и анаэробной направленности у подростков 13–14 лет с разными стадиями полового созревания. Полученные материалы могут служить естественнонаучным основанием для совершенствования системы физического воспитания в целях повышения функциональных возможностей организма детей в критический период онтогенеза, связанный с процессом полового созревания

Цитирование

Для цитирования:

Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Сухецкий В.К., Чичерин В.П. Факторы и уровень физической работоспособности школьников 13–14 лет // Acta Biomedica Scientifica. – 2024. – Т. 9. – № 3. – С. 26-37. https://doi.org/10.29413/ABS.2024-9.3.3

скопировано
Логотип "Голос Науки"
Поддержать проект
Открытый микрофон
Наука
Подкасты
Спонсор
* не является рекламой
Регистрация
Acta biomedica scientifica
Научный журнал