Научная публикация

00:00
Голос Науки
Голос Науки
...
Статья в журнале
Июл, 2024

Факторы и уровень физической работоспособности школьников 13–14 лет

Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Сухецкий В.К., Чичерин В.П.

PDF
DOI: 10.29413/ABS.2024-9.3.3

Аннотация

Существует недостаток данных об особенностях физической работоспособности школьников в критический период онтогенеза, связанный с процессом полового созревания.

Цель исследования. Выявить факторы и уровень физической работоспособности школьников 13–14 лет с учётом полового созревания.

Методика. В исследовании приняли участие здоровые подростки мужского пола 13–14 лет (n = 165). Определяли пять стадий полового созревания. Для диагностики уровня физической работоспособности использовали комплекс функциональных и эргометрических проб и батарею моторных тестов. Структуру работоспособности определяли на основе факторного анализа.

Результаты и обсуждение. Идентифицированы факторы, характеризующие физическую работоспособность: аэробная ёмкость; абсолютная аэробная мощность; анаэробная алактатная работоспособность; анаэробная гликолитическая работоспособность; относительная аэробная мощность. Выделенные факторы ассоциируются с зонами относительной мощности. Установлено, что в процессе полового созревания изменения показателей, объединённых в разные факторы, происходят нелинейно и неодновременно. Результаты исследования показывают, что испытуемые одного возраста со II, III и IV стадиями полового созревания отличаются по уровню ключевых биоэнергетических критериев работоспособности. С переходом на более высокие стадии полового созревания наблюдается прогрессивная динамика большинства показателей, связанных с факторами анаэробной работоспособности, тогда как показатели аэробной мощности и ёмкости изменяются разнонаправленно, проявляя в отдельных случаях тенденцию к временному снижению.

Заключение. Результаты исследования целесообразно использовать при организации различных видов контроля функционального состояния и нормирования физических нагрузок аэробной и анаэробной направленности у подростков 13–14 лет с разными стадиями полового созревания. Полученные материалы могут служить естественнонаучным основанием для совершенствования системы физического воспитания в целях повышения функциональных возможностей организма детей в критический период онтогенеза, связанный с процессом полового созревания

Полный текст: https://www.actabiomedica.ru/jour/article/view/4813
ИнфоАвторыИнтервью автораОбсуждения

Авторы

Криволапчук И.А.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Чернова М.Б.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Сухецкий В.К.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Чичерин В.П.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Показаны все результаты
Логотип "Голос Науки"
Спонсор
* не является рекламой
Регистрация
Acta biomedica scientifica
Научный журнал
Для цитирования:

Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Сухецкий В.К., Чичерин В.П. Факторы и уровень физической работоспособности школьников 13–14 лет // Acta Biomedica Scientifica. – 2024. – Т. 9. – № 3. – С. 26-37. https://doi.org/10.29413/ABS.2024-9.3.3

скопировано