Научная публикация

00:00
Голос Науки
Голос Науки
...
Статья в журнале
Дек, 2022

Когнитивные и эмоциональные нарушения, ассоциированные с COVID-19 (обзор литературы)

Поляков В.М., Черевикова И.А., Мясищев Н.А., Рычкова Л.В., Косовцева А.С., Вотинева А.С., Прохорова Ж.В., Колесников С.И.

PDF
DOI: 10.29413/ABS.2022-7.6.7Полный текст: https://www.actabiomedica.ru/jour/article/view/3883
ИнфоАвторыИнтервью автораОбсуждения

Аннотация

Обоснование. В настоящее время выделяют два основных направления изучения влияния новой коронавирусной инфекции на психические процессы: первое – в связи с режимом самоизоляции и ограничений в условиях пандемии; второе – с воздействием самого патологического процесса и постковидного синдрома на центральную нервную систему (ЦНС). Результаты исследований указывают на взаимосвязь данной инфекции с локальными поражениями головного мозга и соответствующими нарушениями работы психических процессов.

Целью данной статьи явилась систематизация и анализ результатов исследований, посвящённых основным путям проникновения вируса SARSCoV-2 в ЦНС, когнитивным и эмоциональным нарушениям у лиц, переболевших COVID-19, и обсуждению направлений психологической реабилитации данной группы пациентов.

Материалы и методы. Информационный поиск проводился с использованием интернет-ресурсов (PubMed, Web of Science, Scopus, bmj.com, eLibrary. ru, frontiersin.org, sciencedirect.com, ncbi.nlm.nih.gov), анализировались литературные источники за период с мая 2020 г. по ноябрь 2021 г. по следующим ключевым словам: COVID-19, SARS-CoV-2, когнитивные функции (cognitive functions, cognitions), когнитивные нарушения (cognitive impairments), эмоциональные нарушения (emotional dysfunction), аффективные нарушения (affective dysfunction).

Результаты.Согласно анализу литературы, большинство исследователей выделяют нейрогенный путь проникновения SARS-CoV-2 в ЦНС, а также проникновение через кровоток или посредством церебрального лимфодренажа, являющиеся возможной причиной возникновения психических нарушений неврологической природы. Коррекция данных нарушений предполагает создание комплексной системы реабилитации с включением психотерапевтических методов.

Заключение. Несмотря на отсутствие единой картины, описывающей специфику когнитивной и аффективной симптоматики при COVID-19, в самых общих чертах существует определённый консенсус. Так, довольно часто постковидную когнитивную симптоматику характеризуют нарушениями памяти и внимания, а постковидную аффективную – повышенным уровнем тревожности, депрессии и утомляемости. Вопросы диагностики и коррекции нарушений при постковидном синдроме и допустимость существования данного диагноза по-прежнему актуальны.

Цитирование

Для цитирования:

Поляков В.М., Черевикова И.А., Мясищев Н.А., Рычкова Л.В., Косовцева А.С., Вотинева А.С., Прохорова Ж.В., Колесников С.И. Когнитивные и эмоциональные нарушения, ассоциированные с COVID-19 (обзор литературы) // Acta Biomedica Scientifica. – 2022. – Т. 7. – № 6. – С. 71-81. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.6.7

скопировано
Логотип "Голос Науки"
Поддержать проект
Открытый микрофон
Наука
Подкасты
Спонсор
* не является рекламой
Регистрация
Acta biomedica scientifica
Научный журнал