Научная публикация

00:00
Голос Науки
Голос Науки
...
Статья в журнале
Дек, 2022

Когнитивные и эмоциональные нарушения, ассоциированные с COVID-19 (обзор литературы)

Поляков В.М., Черевикова И.А., Мясищев Н.А., Рычкова Л.В., Косовцева А.С., Вотинева А.С., Прохорова Ж.В., Колесников С.И.

PDF
DOI: 10.29413/ABS.2022-7.6.7

Аннотация

Обоснование. В настоящее время выделяют два основных направления изучения влияния новой коронавирусной инфекции на психические процессы: первое – в связи с режимом самоизоляции и ограничений в условиях пандемии; второе – с воздействием самого патологического процесса и постковидного синдрома на центральную нервную систему (ЦНС). Результаты исследований указывают на взаимосвязь данной инфекции с локальными поражениями головного мозга и соответствующими нарушениями работы психических процессов.

Целью данной статьи явилась систематизация и анализ результатов исследований, посвящённых основным путям проникновения вируса SARSCoV-2 в ЦНС, когнитивным и эмоциональным нарушениям у лиц, переболевших COVID-19, и обсуждению направлений психологической реабилитации данной группы пациентов.

Материалы и методы. Информационный поиск проводился с использованием интернет-ресурсов (PubMed, Web of Science, Scopus, bmj.com, eLibrary. ru, frontiersin.org, sciencedirect.com, ncbi.nlm.nih.gov), анализировались литературные источники за период с мая 2020 г. по ноябрь 2021 г. по следующим ключевым словам: COVID-19, SARS-CoV-2, когнитивные функции (cognitive functions, cognitions), когнитивные нарушения (cognitive impairments), эмоциональные нарушения (emotional dysfunction), аффективные нарушения (affective dysfunction).

Результаты.Согласно анализу литературы, большинство исследователей выделяют нейрогенный путь проникновения SARS-CoV-2 в ЦНС, а также проникновение через кровоток или посредством церебрального лимфодренажа, являющиеся возможной причиной возникновения психических нарушений неврологической природы. Коррекция данных нарушений предполагает создание комплексной системы реабилитации с включением психотерапевтических методов.

Заключение. Несмотря на отсутствие единой картины, описывающей специфику когнитивной и аффективной симптоматики при COVID-19, в самых общих чертах существует определённый консенсус. Так, довольно часто постковидную когнитивную симптоматику характеризуют нарушениями памяти и внимания, а постковидную аффективную – повышенным уровнем тревожности, депрессии и утомляемости. Вопросы диагностики и коррекции нарушений при постковидном синдроме и допустимость существования данного диагноза по-прежнему актуальны.

Полный текст: https://www.actabiomedica.ru/jour/article/view/3883
ИнфоАвторыИнтервью автораОбсуждения

Авторы

Поляков В.М.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Черевикова И.А.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Мясищев Н.А.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Рычкова Л.В.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Косовцева А.С.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Вотинева А.С.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Прохорова Ж.В.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Колесников С.И.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Показаны все результаты
Логотип "Голос Науки"
Спонсор
* не является рекламой
Регистрация
Acta biomedica scientifica
Научный журнал
Для цитирования:

Поляков В.М., Черевикова И.А., Мясищев Н.А., Рычкова Л.В., Косовцева А.С., Вотинева А.С., Прохорова Ж.В., Колесников С.И. Когнитивные и эмоциональные нарушения, ассоциированные с COVID-19 (обзор литературы) // Acta Biomedica Scientifica. – 2022. – Т. 7. – № 6. – С. 71-81. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.6.7

скопировано