Таргетирование инфляции в условиях фискального стимулирования
Аннотация
Цель: анализ текущих проблем, ограничивающих эффективность функционирования традиционного режима таргетирования инфляции; корректировка базовых характеристик данного монетарного режима обеспечения ценовой стабильности с целью повышения достоверности макроэкономического прогноза центральных банков.
Методы: в статье использованы эмпирический, статистический, логический и сравнительный методы экономического анализа, позволяющие изучать особенности развития режима таргетирования инфляции центральных банков в условиях стимулирующей фискальной политики.
Результаты: рассмотрены базовые характеристики традиционного режима таргетирования инфляции; выявлены недостатки режима таргетирования инфляции; сделан обзор научной литературы по особенностям функционирования режима таргетирования инфляции в рамках как монетарного, так и фискального доминирования; определены основные постулаты фискальной теории регулирования уровня цен; предложен для Банка России ряд рекомендательных мер, связанных с корректировкой действующего режима таргетирования инфляции.
Научная новизна: показано, что повышение ключевой ставки без изменений фискальных компонентов в денежно-кредитной политике не способствует снижению инфляции даже в краткосрочной перспективе; рациональные ожидания и денежно-кредитная политика, анализируемые в рамках фискальной теории, не позволяют снизить инфляцию без фискальной поддержки; в странах с режимом таргетирования инфляции высокие процентные ставки способны повысить риски обслуживания государственного долга и привести к росту бюджетных дефицитов; фискальная политика правительства способна создать фискальную инфляцию, которую не в состоянии контролировать и регулировать центральный банк; в условиях стремительного роста государственного долга и бюджетных дефицитов в ведущих странах, скорее всего, следует ожидать, что в перспективе фискальная инфляция станет главным компонентом устойчивого роста мировой инфляции; если суверенный долг деноминирован в местной валюте, то страна-заемщик будет подвержена валютному риску, который переносится международными инвесторами или торговыми партнерами России на долговые обязательства в российской валюте.
Практическая значимость: основные положения и выводы могут быть использованы: для регулирования процентной политики (реальных процентных ставок), создания и накопления «буферов» первичного профицита, связанных с расходами по привлечению и обслуживанию государственного долга; для разработки механизма по перераспределению реальных выплат, дифференцированных по срокам погашения государственного долга; в условиях роста фискальных дисбалансов государственный долг можно снизить за счет роста инфляции и использования первичных профицитов; в течение 2022–2024 гг. денежно-кредитная политика Банка России функционирует в рамках режима фискального доминирования, о чем свидетельствуют базовые фискальные компоненты, отсутствующие в макроэкономическом прогнозе; в бюджетный блок Квартальной прогнозной модели Банка России необходимо включить такие фискальные компоненты, как размер профицита бюджета, привязанный к доходности облигаций государственного сектора, размер государственного долга и объем бюджетных ассигнований, направляемых на погашение долга, что позволит пересмотреть прогноз ожидаемой инфляции с учетом фискальной инфляции.
Обсуждений пока нет
Будьте первым, кто задаст вопрос или предложит тему для обсуждения этой научной работы.