Сказкотерапия, как средство коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития
Аннотация
Аннотация: Проблемы с эмоциональной сферой у детей с задержкой психического развития могут возникнуть из-за отсутствия ежедневного общения внутри семьи и социума. Все аспекты эмоциональной сферы личности у младших школьников с задержкой психического развития формируются медленно и с большими отклонениями. Для детей характерны выраженная задержка в развитии эмоций, недифференцированные и нестабильные чувства, ограничивающие диапазон переживаний, крайние проявления радости, печали и веселья. В психологии развитию эмоциональной сферы уделяется достаточно много внимания. Аспекты развития эмоциональных нарушений в случае задержки психического развития необходимо изучать не только потому, что они тесно связаны со всеми аспектами личностного развития, но и потому, что они являются неотъемлемой и относительно независимой частью коммуникативного поведения. Многие проблемы в коммуникативных процессах детей возникают из-за значительных трудностей в эмоциональной сфере. Актуальность проблемы коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития определена тем значением, каким обладает эмоциональная сфера в психическом развитии школьников, и их готовности к взаимодействию с окружающими. Многочисленные исследования отечественных ученых, такими авторами, как А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Г. А. Каше, P. E. Левина, О. В. Филичева, посвящены подробному изучению и анализу проблемы формирования у детей эмоциональной сферы младших школьников и подтверждают ее. Сказкотерапия – это практика, которая использует интеграцию личности с целью стимулирования творческого потенциала, повышения осведомленности и улучшения отношений с внешним миром. К сказкам в своих работах как отечественные, так и зарубежные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков и другие. В статье дано определение сказкотерапии как метод психологической коррекции. Рассмотрены основные особенности сказкотерапии, коррекционные возможности данного метода и основные функции: понимание и выражение эмоций, развитие взаимопонимания, развитие социальных навыков, повышение уверенности в себе. Изучены процессы терапии, они начинается с первичной оценки, в ходе которой специалист оценивает эмоциональное и психологическое благополучие участника. Также поставлены цели и задачи терапии, установившиеся в сотрудничестве между специалистом и участниками. Проанализирована эффективность сказкотерапии в коррекции эмоциональных нарушений детей с задержкой психического развития. Изучены основные этапы проведения сказкотерапии. Особое внимание уделялось проведению исследования влияния сказкотерапии на эмоциональное состояние младших школьников, проанализированы данные полученные в ходе наблюдения, производился с помощью тестов для сравнения эффективности, использовалась Шкала оценки эмоциональных расстройств (EDAS) для оценки эмоциональных расстройств.