Социально-перцептивные способности и эмоциональный интеллект как компоненты социального интеллекта будущего педагога
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи социально-перцептивных способностей и эмоционального интеллекта в структуре социального интеллекта будущего педагога. Социально-перцептивные способности изучаются как невербальный компонент социального интеллекта.
Социальный интеллект является интегральным профессионально важным качеством (ПВК) педагога. В связи с этим изучение социального интеллекта педагогов, его компонентов и функций, является актуальной темой психологических исследований.
Проблема исследования заключается в необходимости установления взаимосвязей между двумя компонентами социального интеллекта, которые включены в большинство его моделей: эмоциональным компонентом (эмоциональным компонентом) и невербальным когнитивным компонентом (социально-перцептивными способностями). Цель исследования: изучить социально-перцептивные способности и эмоциональный интеллект педагогов в их взаимосвязи в структуре социального интеллекта. Для достижения цели исследования были решены следующие задачи: проанализированы представления о социально-перцептивных способностях и эмоциональном интеллекте как компонентах социального интеллекта, измерены уровень социально-перцептивных способностей и эмоционального интеллекта будущих педагогов, изучены взаимосвязи социально-перцептивных способностей и эмоционального интеллекта в структуре социального интеллекта.
Для решения указанных задач применялись следующие методы исследования: психодиагностический, методы математико-статистического анализа данных.
Для оценки эмоционального интеллекта использовалась методика «Эмоциональный интеллект» Н. Холла (Райгородский, 2001). Для оценки социально-перцептивных способностей – методика «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» В. А. Лабунской (Лабунская, 2008).
По результатам исследования было выявлено, что у большинства (80,19%) будущих педагогов социально-перцептивные способности развиты на среднем уровне, а эмоциональный интеллект у 60,38% педагогов выражен на низком уровне. Выявлены положительные взаимосвязи между социально-перцептивными способностями (и способностью к прогнозированию действий других как их составляющей) и всеми компонентами эмоционального интеллекта, кроме распознавания собственных эмоций.
Исследования подтвердило гипотезу о том, что социально-перцептивные способности и эмоциональный интеллект являются компонентами социального интеллекта педагога. На основании результатов исследования были даны рекомендации по развитию изучаемых компонентов в структуре социального интеллекта будущего педагога.