Семейное положение пациента в формировании его отношения к организации медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях
Abstract
Введение. Семейное положение пациента является важным фактором, влияющим на его поведение, отношение к здоровью и системе здравоохранения. Семейные отношения могут положительно или отрицательно сказаться на уровне самооценки, общей психологической устойчивости и готовности к лечению. Например, многие люди, находящиеся в стабильных отношениях, более склонны следить за своим здоровьем, посещать врачей регулярно и получать необходимую медицинскую помощь. Однако также существуют негативные аспекты семейного положения, которые могут сказаться на отношении пациента к системе здравоохранения. Например, некоторые пациенты могут испытывать страх и смущение при обращении за медицинской помощью без своего супруга или партнера. Бывают и случаи, когда нежелание пациента обращаться к врачам связано с тем, что он не желает финансовой или эмоциональной помощи со стороны своей семьи, а предпочитает справляться со своими проблемами самостоятельно. Таким образом, семейное положение является важным фактором, который необходимо учитывать при анализе отношения пациентов к системе здравоохранения. Изучение этой проблемы может помочь медицинским учреждениям разработать более эффективные стратегии обслуживания и повышения уровня удовлетворённости пациентов медицинской помощью.
Материалы и методы. Первичные данные для проведения анализа были получены путём анкетирования 495 пациентов медицинских организаций г. Москвы. Сформированы две группы сравнения: основная группа (наличие брачных отношений) - 292 человека, контрольная (отсутствие брачных отношений) - 203 человека. С учётом непараметрического распределения первичных данных, для сравнения групп использовали критерий достоверности различий χ2, для определения зависимости использовали коэффициент ассоциации Ка.
Результаты. По результатам анализа, с учётом данных литературы, получены данные о различных подходах к оценке системы управления медицинской помощью у пациентов в зависимости от семейного статуса.
Выводы. Семейные пациенты более критичны к организации деятельности отдельных подразделений поликлиники, но их критика не приводит к значительному снижению общей оценки медицинской организации. Одинокие же пациенты меньше высказывают конкретные претензии, но снижают общую оценку деятельности медицинской организации.